Картины Лолы Лонли | ||||
Живопись Графика | ||||
|
"Урал-батыр". Темпера, акрил, минералы на холсте. 2023. 100х80 см
Эта картина создана по мотивам одноимённого башкирского эпоса. Он является краеугольным камнем башкирской мифологии, большинство других мифов и сказаний повествуют либо о его героях, либо о связанных с ним событиях.
Как часто бывает, определить время событий эпоса очень сложно. Он передавался из поколения в поколение сэсэнами (сказителями) в виде кубаира (поэмы), а записан был только в 20-м веке. Существуют самые различные теории, от средневековья до первобытнообщинного строя. Некоторые исследователи усматривают аналогии с шумерской мифологией, а в тексте находят описание Всемирного потопа. Действительно, в эпосе имеется сюжет о полном затоплении земель, когда люди спасались на лодках, и последующем уходе моря. Интересно, что этому событию в эпосе предшествует сильный удар и огненный взрыв. Так дивы начали войну. Или упал метеорит?
Мужской образ - это Урал - богатырь и в то же время Урал - Башкортостан. Урал-батыр это очень добрый богатырь. С детства он мечтал о том, чтобы никто никого не убивал, даже звери и птицы друг друга. Он собрал их и уговаривал жить в мире, но хищники не согласились. Тогда Урал отправился в путь с целью найти и победить саму Смерть. Много приключений, добрых и злых людей и существ ждало его на этом пути. Часто приходилось сражаться. Если на него нападал человек, он всегда старался решить дело миром, привлечь его на сторону добра. С дивами и змеями расправлялся беспощадно. Так он освободил народ нескольких царств. Но сам никогда не гнался за богатством и почестями.
Урал одет в традиционную башкирскую одежду. Его шею обнимает царевна-лебедь Хумай. Клювом она указывает на себя же в человеческом обличье. Небо позади батыра всё покрыто птицами, это подданные небесного царя, отца Хумай.
Женские образы символизируют как жён батыра, так и четыре основные этнографические группы башкир (а всего таких групп семь), что выражено в их нарядах.
У Урала было три жены. Хумай - дочь небесного царя птиц Самрау, Гюлистан, которую батыр освободил во дворце змея Кахкахи, и дочь злого царя Катилы, имя которой в эпосе не упоминается. Младшая сестра Хумай - Айхылу, была женой его брата Шульгена, но её сына Урал принял как родного.
Из них, персонифицирована на картине только Хумай. Она изображена в одежде северо-западных башкир. Прообраз жёлтого платья взят из коллекции Национального музея Башкортостана. На ней перевязь - буенса. На голове калфак. Нагрудник исеу.
Женщина посредине одета в наряд северо-восточных башкир. На ней традиционные платье и фартук в многоцветной тамбурной вышивке с крупным цветочным орнаментом. Нагрудник из монет - муйынса. На голове - калфак вышитый бисером, платок кушьяулык и подборошник.
Крайняя слева - в наряде юго-западных башкир. Елян расшит монетами. На голове у неё украшение кашмау, расшитое кораллом и монетами, сзади его хвост, расшитый бисером, монетами и каури. Нагрудник хакал.
Эта женщина одета в юго-восточный наряд. Елян ресшит позументом, монетами и солярными символами. На голове кашмау и кушьяулык, Нагрудник селтэр с характерной бисерной сеткой.
Щит богатыря - щит красоты, символизирует то, что культура - главное богатство и лучшая защита народа.
Акбузат - крылатый конь Урал-батыра и его верный друг. Был подарей Хумай её матерью, Кояш-Солнцем. До встречи с богатырём, жил на небе и не признавал никого из всадников. Урал завоевал его признание в честном соревновании со своим братом, и после этого Акбузат не раз выручал батыра в бою.
Чёрный бык, который поддерживал дворец царя Катилы. Огромный, как гора, ужасный в гневе, все богатыри его боялись. Урал-батыр победил быка, и наказал ему и всему его роду с тех пор служить людям. После той битвы рога у быков из прямых стали загнутыми, копыта-раздвоенными, а из пасти пропали клыки. На картине чёрный бык также символизирует землю.
Кахкаха, змеиный царь. В эпосе добро представляют в основном люди и птицы, а зло - дивы и змеи. Урал разрушил змеиное царство и освободил находившихся там в заточении людей. Но Кахкаха в тот раз сумел бежать, и только много позже победил его батыр вместе со своими сыновьями, а из его тела сложил горы. Этот сюжет перекликается с мифологией других народов о том, что Уральские горы произошли от окаменевшего Золотого полоза.
Презентация картины состоялась 3 декабря 2023 года во время проведения Дня Республики Башкортостан на ВДНХ, г.Москва
На фото - с руководителем Московского башкирского театра "Ильгам" и коллектива "Этнопроект Москва" Мадиной Ильгамовой
Предыдущая галерея < В раздел "Объёмная графика" > Следующая галерея