Header image  
Живопись Графика  
 

Боги Гималайских долин


 Эта серия была создана для выставки "Посвящение Святославу Рериху" в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в городе Наггаре, долина Кулу, Индия. Выставка прошла в рамках фестиваля в честь 120-летия со дня рождения Святослава Николаевича Рериха, который ММТР проводил совместно с Международным Центром Рерихов и местной администрацией.
 На картинах изображены жители гималайских долин - Кулу, Занскар, Ладакх и других, в праздничной одежде, в образах индуистских божеств и буддийских тар. Вы можете увидеть традиционный ладакхский и занскарский головной убор перак на синей, зеленой и золотой Тарах. Рудра изображен в праздничном наряде жителей долины Кулу. Белая и оранжевая Тара, а также Рама и Сита несут на себе цветочные украшения народа брокпа. Красная Тара - в летнем ладакхском наряде и шляпе. Одежда Гималайской мадонны характерна для женщин горных деревень долины Кулу. Трипурасундари - в праздничном наряде кочевого народа пастухов гадди.


 
 

 

Лалита-Кулута Трипурасундари Гадди

Холст, темпера, акрил, минералы. 2024 год. 40 х 40 см

Картина изображает Матерь Мира в её царственном положении. Об этом говорят имена Лалита и Трипурасундари в названии картины. Эта прекрасная богиня глубоко почитается в долине Куллу, где находится имение великого русского художника Н. К. Рериха.
Кулута - древнее название долины. Лалита - Кулута означает, Лалита из Куллу. На картине богиня изображена в праздничном наряде народности Гадди, и с чертами внешности свойственными этой народности. А ещё с отдельными особенными чертами считающимися высшей красотой у этих горных людей. Хоть наряд и вполне земной, однако богиня изображена с каноническим положением рук и ног и с предметами, которые символизируют её суть: лук из мягкого и сладкого тростника, 5 стрел из цветов, золотое стрекало без острого конца, петля для стреноживания из сладкого теста.
Как я это понимаю? Сила этой Шакти в мягкости и любви, она обуздывает гнев и злобу улыбкой нежности и сладкими подарками. Она убивает наповал своим чарующим взглядом, с обещанием сладких объятий, поэтому лук у неё из сахарного тростника, а стрелы из цветов. Она привязывает к себе любовью, она подгоняет стрекалом желания нравится Ей. Положения пальцев - мудры, все означают усиление смыслов вложенных в предметы, которые держит Богиня, а также гармонизацию пространства вокруг. Нежная, ласковая, добрая, любимая Трипурасундари.
Планеты и звëзды на картине, светятся в темноте без подсветки, освещая нежным зеленоватым светом её облик. Здесь изображëн момент, когда она на доли секунды сдвинула брови, после чего и началось творение миров. А также в состоянии сбалансированного положения её разума, хранимого в неприкосновенности земных энергий и продолжающего создавать. Её левая нога опирается на Калачакру в чёрном квадрате, это символизирует Вселенную в спящем состоянии, которую Она пробуждает к сотворению своим прикосновением.
Пожалуйста, прочитайте выдержки из классических текстов, приведëнных ниже, чтобы больше узнать о прекрасной Лалите. Ее форма описана в ее Дхьяна-стотре следующим образом.
"Я представляю свою богиню Бхавани цвета восходящего солнца. У кого глаза, как волны милосердия, у кого лук из сладкого тростника, стрелы из мягких цветов и Ааша, Анкуша в руках, и кто окружен своими преданными с великими силами, как олицетворение концепции "Я".
Также детали ее внешности можно найти в знаменитом гимне в ее честь, Лалита Сахасранама, где она, как говорят, находится, сидит на троне подобно королеве (имена 2 и 3), носит драгоценности (имена 13 и 14), имеет благоприятные знаки замужней женщины (имена 16–25), тяжелую грудь и тонкую талию (имя 36); полумесяц украшает ее лоб, и ее улыбка переполняет Камешвару, владыку желаний (имя 28). У нее в качестве трона ножки Панча Брахмы (пять Брахм) (имя 249).
Ее часто иконографически изображают в виде 16-летней девушки (отсюда и название «Шодаши») , сидящей на лотосе , который опирается на лежащее на спине тело Садашивы, которое, в свою очередь, лежит на троне, ноги которого — боги Брахма, Вишну, Ишвара и Рудра. В некоторых случаях лотос растет из пупка Шивы. В других, более распространенных случаях, лотос выращивают прямо из Шри-чакры.
В Джняна Кханде Трипуры Рахасьи сама богиня описывает свою вечную форму. На острове драгоценностей, окруженном океаном нектара, за пределами вселенной, есть особняк, построенный из Чинтамани (драгоценности, исполняющей желания) в роще деревьев Кадамба (Бурцвет). Есть платформа с четырьмя ногами, представляющая Брахму, Вишну, Махешу и Ишвару, а сама платформа представляет собой спину Садашивы. На нем установлена моя нетрансцендентная форма Трипура Сундари в форме вечного сознания."
"В В Саундарья-лахари упоминается, что Брахма, Вишну и Шива начали их космическое творение, когда Высшая Шакти на доли секунды соединила свои брови."
"Трипурасундари. Это имя говорит, что она является самой прекрасной во всех трёх мирах. Есть много интерпретаций слова «трипура». Калика-пурана рассказывает, что в соответствии с желанием творения и проявления тело Шивы стало «троичным», верхняя часть стала Брахмой, средняя часть стала Вишну, а нижняя Рудрой. Поскольку эти три части (пура) находятся в Шиве, его называют Трипурой, а его супругу Трипура. В Камакала-виласе мудрец Абхиюкта упоминает, что деви создала все три формы, она находится во всём и в форме трёх миров, и существует после разрушения этих миров, а после их разрушения восстанавливает их снова. В Брахманда пуране, упомянуто, что Деви Трипурасундари управляет вселенной, она — высшая царица, и Брахма, Вишну и Шива — исполняющие её действия в её царстве.
Она присутствует в трех нади (сушумна, пингала и ида (нади́ - это энергетические лучи в теле, взаимосвязанные со Вселенной, сушумна центральная - солнечный луч, пингала и ида - правая и левая сторона, лунный луч, светлая и тёмная сторона Луны, божество и шакти, а также инь-янь), она правитель трёх шакти — иччха, джняна и крия (намерение, знание и действие). Она проникает во все три мира — небеса, землю и ад. Она управляющий всех трёх тел — стхула, сукшма и карана (грубая, тонкая и причинная). Она присутствует в трёх состояниях — джаграт, свапна и сушупти (бодрствование, сон со сновидениями и глубокий сон). Она проникает во все три гуны — саттва, раджас и тамас."


 
 

 

Шакти Киннора

Холст, темпера, акрил, минералы. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Мать правды. Ладакхи

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см
 


 
 

 

Красная Тара. Ладакхи. Дакини Курукулла

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см

Образ красной тары интересен сочетанием, как разных культур, так и совершенно противоположных смыслов. Зародившись в индуизме глубокой древности, как Рати супруга бога любви Камы, в буддизме она явилась дакини Курукуллой. Её классическое изображение в этом образе достаточно свирепо: красна, обнажена, увешана отрубленными головами, украшена короной из черепов, окружена огнём. Но на самом деле это лишь символы, которые совсем не обязательно означают первое, что приходит в голову, когда мы их видим. Итак, красный цвет, огонь, пламя, это всё символы жизненной силы, энергии любви, притяжение духовного к физическому, падение духа в материю. Обнажённое тело означает силу, здоровье, притягательность и магию. Отрубленные "человеческие" головы, на самом деле не человеческие, это головы демонов бесконтрольных страстей. Это очень важный символ, потому что контроль над своими демонами по сути, основная задача не только буддизма, но и любой другой религии. Корона из черепов, не что иное, как символ бессмертия и это так же естественно, как восход солнца, ведь жизнь и смерть всегда идут рука об руку в проявленном мире. Её лук и стрелы сделаны из цветов и это означает приятие смерти осознанно, как продолжения жизни.
В моей картине за спиной у дакини пять стрел и это является отсылкой к основопологающим панчашила буддизма. Панчашила это пять главных правил развития духа, если упростить это всем известные: не убий, не воруй, не прелюбодействуй, не ври, не отуманивай сознание. В тантризме, впрочем, эти правила приобретают обратное значение - не бойся грехов, бойся неосознанного подчинения, привязанности к благому настроению, как усыпляющему сознание. Почему так? Ну просто потому что никакому учению не нужны сонные, успокоившиеся в своём удобном мирке, мухи. Нужна вибрация, энергия роста, осознанное притяжение, мощь, сила, уверенность. И нет, не подчинение, не принятие канонов на веру, не слепое следование указаниям. Биографии многих учителей буддизма насыщены самыми разнообразными событиями. Почему так? Потому что энергия преодоления - суть энергия развития Вселенной. Энергия подчинения и покоя, суть - энергия смерти. Вдумайтесь, только мёртвое не борется, не ищет, не беспокоится, не ошибается. Живое, жизнь - всегда в движении, всегда стремится к бóльшему. И любовь, любовь не благость спокойная, любовь - сила способная сдвинуть горы, но никогда не проявится полностью без препятствий.
На моей картине дакини Курукулла, Красная Тара изображена в летнем наряде жителей высокогорного Ладакха, народности Ладакхи. Корона из черепов, превратилась в национальный головной убор, головы демонов страстей можно найти в узорах платья. Прекрасная подвеска из серебра, жемчуга, бирюзы, красной и зелёной яшмы, является обязательным украшением женщин ладакхи и символизирует четыре тары буддизма. Серебро - Белая Тара - защита и сострадание, бирюза - Синяя Тара - защита и единство, зелёная яшма - Зелёная тара - активное просветление, мать бодхичитты, красная яшма - Красная Тара - любовь и магия. Курукулла буквально переводится - источник мудрости именно потому что мудрость в баллансе: жизнь - превыше смерти, знание - выше покоя.
Именно Красная Тара считается покровительницей тайных знаний, в приобретении которых, невозможно обойтись без активного поиска, без существенного очарования предметом исследований, именно поэтому Она также является покровительницей науки. Она сидит на сияющем троне, опираясь на головы тигров и это отсылка к её древнеиндийскому происхождению от богини Кали. Весёлые, улыбающиеся тигры, часто встречаются в храмах и монастырях Гималаев, символизируя собой обуздание гнева и страсти. Они являются ездовым животным Дурги - Кали - Красной тары. Потому что это одно и то же женское начало, материя, принявшая в своё лоно дух для создания проявленного мира.
Картина имеет множество слоëв и несколько разных вариантов свечения. Светится на солнце, сияет в флуоресцентном свете и просто в темноте. Надеюсь, что в Её лице мне удалось передать всю силу очарования и власти любви над простыми смертными нами.


 
 

 

Зеленая Тара. Занскар

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Огонь любви надо беречь. Рама Сита. Брокпа

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Белат Тара. Брокпа

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Гималайская мадонна

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см

Жители деревеньки Малана в индийском штате Химачал-Прадеш, живут своей, веками устоявшейся жизнью на горе. Их происхождение покрыто тайной, они имеют необычные верования и избегают посторонних. Женщины Малана сами ткут ткани для верхнего одеяния. Сочетание цветов, количество нитей - как своеобразный язык или даже личная подпись, неповторим. Основные цвета, как и везде в Гималаях - зелёный, красный, чёрный и белый.
Этой картиной я хотела возвысить материнство до божественного уровня. Показать, что каждая мать - отражение Пречистой Девы на земле. Независимо от места жизни, традиций и религий, главная работа матери - любить и беречь своё чадо. Так каждая мать сохраняет жизнь на Земле. Это кажущееся простым действо, в действительности - невероятное жертвоприношение. Дарение своей собственной жизни - другому человеку, ради любви и жизни на Земле.
Да поклонимся матерям глубоким поклоном благодарности за подаренную жизнь, да будем дорого бесценно ценить жизнь! Всегда!


 
 

 

Чжово Атиша - любимый учитель

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 50 х 50 см


 
 

 

Дурга Мата

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см
 


 
 

 

Кришна мечтатель

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Мать сострадания. Дарды Каргила

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см

Мать сострадания любит всё, что существует на Земле. Ей небезразлична судьба всех, от ребёнка до малого насекомого, спешащего домой. Она всех спасает, Она спасает саму Жизнь.
Великая Еë мудрость в том, что Жизнь это чудо, Жизнь это божественный Дар и всякая живая душа имеет право на сострадание, на помощь высших сил. Каждый самый пропащий человек, может возродиться к свету. Не бросать никого в беде, вот Еë главный принцип и основная философия.
На эту картину меня вдохновил образ Февронии из оперы Римского-Корсакова "Сказание о граде Китеже... ". В уста Февронии вложены мудрейшие слова, по сути её речи - манифест русского космизма. Постепенно по ходу оперы Феврония рассказывает нам, как жить, чтобы мир стал раем на земле. И даже вознесшись в вышние сферы рая, Она вспоминает самого пропащего человека Гришку бражника и пишет ему небесное послание с просьбой покаятся в грехах и быть прощённым, то что он не спасëн - Ей больно. Ей больно за всех, кто не осознаëт насколько драгоценен подарок жизни и сколько мы можем за жизнь создать мира, любви и красоты, если будем добры. Её слеза росится радостью от осознания Бога во всём, что существует. Её слеза росится за каждую душеньку несправедливо загубленную - ведь это шрам на Божьей благодати. Еë слëзы залечивают тем, что Она добровольно отдаëт частички собственного сердца для установления волшебной красоты мира.
Мать сострадания одета в наряд народности дарды из местности прилегающей к Каргилу в Ладакхе, потому что меня глубоко восхищает способность разных народов с разной религией мирно сосуществовать на клочке горной земли, даже не смотря на искусственно созданные военные конфликты прошлых лет.
Да приидет добро и любовь и сострадание на всю нашу Землю! И да приидет царство Божье на Земле!


 
 

 

Разочарованный Рудра

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см

На моей картине самый свирепый аватар Шивы изображён в праздничном наряде жителей гималайской долины Кулу. Какая связь между свирепым Рудрой и гималайским народом, мужчины которого обильно украшают себя цветами? Для тех, кто изучает индуизм и знаком с историей воплощений и различными аспектами божественной силы именуемой Шива, выглядит нетрадиционно. Ничего страшного, будем объяснять, ведь понятного искусства и так уже довольно много в мире...
Итак, кто же такой Рудра на моей картине и почему он разочарован? Рудра Шива - громко ревущий, свирепый бык, отец грома и молнии. Единственный бог, ярость и гнев которого освобождает от текущего воплощения и всего колеса сансары, сжигая полностью карму живого существа. Традиционно Рудра снабжён чёрным луком и стрелами, мгновенно избавляющими от боли и страданий земного бытия. Лук и стрелы на моей картине символизируют глаза и брови. Взгляд исподлобья пронизывает зрителя, вопрошая и утверждая - ну, что ж ты снова оплошал, мой друг? Ведь и моё терпение не безгранично. Не будешь расти и меняться, эволюционировать, как положено, заставлю сделать это через боль.
В этом весь Рудра. Суть его прекрасная и нежная, как весенние цветы - Он желает освобождения всему сущему. Ему не всё равно, как мы идём и какие мы. Его оскорбляет наше погрязание в болоте самолюбования и самовозвышения. Ему претят притворство и лицемерие. Ненавистны, в лицо улыбающиеся, держащие камень за пазухой, завистники. Он разочарован и расстроен потребителями, расточителями чужого времени и сил. Теми кто берëт у других энергию и вдохновение, а сами ничего отдавать не желают, пребывая в самоудовлетворительном - мне и так мало. Рудра разочарован жадными, лгущими в глаза предателями, мнимо любящими, но в каждом вдохе ставящими выше всех лишь себя и свои достижения. Рудра ненавидит понты. Рудра никому ничего не обязан доказывать. Рудра может сдвинуть горы и разразить громом ясное небо, но ждëт веками и терпит наше несовершенство.
Второй аспект могущественного Рудры - лечебный и защитный. Именно к нему в Индии обращаются с просьбами об излечении и защите в пути и на войне. Не странно ли это? Ведь есть другие добрые и "уравновешенные" боги, не впадающие периодически в гнев? Почему просят именно Рудру, а не других? Это просто. Потому что Он реально может. Может сделать любое чудо, у него достаточно мудрости и сил. Но... Если просящий - плут, вор, вампир или нытик, не будет ему никакой поблажки - приложит трезубцем так, что мало не покажется! Его трезубец символизирующий мир предков, мир физический и мир ментальный это отражение существа каждого человека. Ведь каждый человек состоит из культуры, извлечённой из предыдущего опыта человечества, из физического тела и из ума, анализирующего всё происходящее. То есть, удар Его трезубца по сути, является вправлением мозгов тому, кто пошёл на поводу временного сумасшествия самовозвеличивая себя в ранг Бога. Приземляющий удар Рудры это перенаправление мышления с - что полезно и нужно мне, на - я результат трудов многих поколений, обязан быть достойным и продолжать расти.
На моей картине Рудра украшен цветами весеннего праздника в Гималаях, потому что Он и правда добр, весел и лечебен для по настоящему чистых и хороших людей. Его пронзительный взгляд адресован тем, кто забылся, очарованный физическим миром и думает, что Богу неизвестны его отвратительные деяния и грязные мысли. Известны. И терпение Его не безгранично. Но кара Его это высшая справедливость, ведь Он делает только то, что необходимо Его детям для эволюционного развития.


 
 

 

Синяя Тара. Ладакхи

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см

Синяя Тара в буддизме главная защитница веры и её преданных. Она непрерывно осознанно видит мир, видит, где скрывается тьма. От её острого чувствознания тьма не может скрыться за чужими обличиями или высокопарными словами. Синяя Тара увидит зло и непременно его сразит.
Энергия Еë такова, что гармонизирует вокруг пространство. Всё красивое и благостное, гармоничное - оживает возле Неë. Её платье напоминает хвост свернувшейся змеи для подчёркивания связи образов тар в буддизме и нагов в индуизме.
Одежда народности ладакхи на Синей Таре говорит о том, что именно Ладакх сейчас является главным хранителем буддистской мудрости. В горных монастырях Ладакха, великие ламы, безызвестно помогают нашему миру не развалиться. С ними всегда рядом хранительница буддизма - Синяя Тара.


 
 

 

Душа третьего глаза

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Золотая Тара. Ладакхи

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Красно-черная Тара. Ладакхи

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 

 

Оранжевая Тара. Брокпа

Холст, темпера, акрил. 2024 год. 40 х 40 см


 
 
 

 


 

 
 
 


 
 
       
 
    Предыдущая <  Вернуться в раздел  > Следующая
 
    Главная

Hosted by uCoz